Топ-100

Упрощенное ведение бухгалтерского учета

Для некоторых хозяйствующих субъектов законодательством РФ предусмотрено упрощенное ведение бухгалтерского учета, которое представляет собой сокращенный вариант оформления хозяйственных операций и формирования отчетности. Данное послабление могут использовать хозяйствующие субъекты, относящиеся к малому предпринимательству, некоммерческие организации, а также предприятия, относящиеся к проекту “Сколково” и иные компании, соответствующие определенным критериям.

Упрощенное ведение бухгалтерского учета обязательно должно быть отражено в учетной политике организации, и при этом в качестве приложения необходимо сформировать упрощенный рабочий план бухучета и формы первичной бухгалтерской документации. Кроме того, в учетной политике при упрощенном учете следует отразить порядок проведения инвентаризации, механизм документооборота, способы и методы ведения учета, а также технологии обработки учетных сведений.


 

Способы упрощенного учета

В законодательстве не существует специального нормативного акта, рекомендаций или стандарта по ведению упрощенного учета, но в каждом ПБУ содержится информация по применению упрощенного метода. Иными словами, если в нормативно-правовом акте указан способ, который можно использовать для упрощенного учета, то субъект малого предпринимательства имеет право его применять. При этом организация может:

  • не использовать упрощенные методы, а осуществлять полный бухгалтерский учет;
  • использовать упрощенные способы частично по своему усмотрению;
  • полностью использовать все разрешенные законодательством методы упрощенного ведения бухгалтерского учета.

При принятии решения о том, какой именно способ ведения учета использовать на предприятии, необходимо установить, как данное решение повлияет на дальнейшую деятельность хозяйствующего субъекта. В основном организации используют возможность формировать упрощенную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

 

Сокращенная отчетность

Формирование сокращенной финансовой (бухгалтерской) отчетности – это один их способов ведения такого учета, причем компания может использовать его вне зависимости от того, применяются ли другие методы или нет. При этом необходимо иметь в виду, что если в месяц осуществляется не больше 30 операций, разрешается вести журнал учета хозяйственных операций (ф. № К-1) и ведомость учета зарплаты (ф. №В-8). В случае, когда компания проводит от 30 до 100 операций, используются ведомости от В-1 до В-9.

Кроме того, упрощенная отчетность сдается в налоговую инспекцию и органы статистики также в простом виде, то есть все статьи документов укрупняются и обобщаются.

Важно! организация самостоятельно принимает решение о том, использовать предоставленные законодательством возможности упрощенного учета или нет. При принятии положительного решения этот момент обязательно должен отразиться в учетной политике и локальных документах компании.

Особенности упрощенного бухучета

Упрощенное ведение бухгалтерского учета касается определенных статей затрат, финансовых обязательств, активов и пассивов, которые отражаются в Положениях о бухгалтерском учете. Существенные особенности упрощенного учета связаны со следующими моментами:

  • согласно ПБУ 5/01 учет товарно-материальных ценностей можно осуществлять не по фактической себестоимости, а по цене указанной поставщиком. Кроме того, сопутствующие расходы, к примеру, оплата посреднических или консультационных услуг или доставка, включаются в тот период, в котором они были непосредственно осуществлены. Отметим, что если данный способ учета применяется на предприятии, он должен использоваться для учета всех видов МПЗ;
  • согласно ПБУ 6/01 основные средства необходимо принимать к учету по цене, указанной поставщиком, с добавлением расходов по монтажу. При строительстве объекта ОС в фактическую стоимость входят оплата подрядной организации, а все остальные затраты относятся к операционной деятельности. Кроме того, компании могут списывать суммы амортизации ОС не каждый месяц, а в соответствии с периодичностью, установленной локальными документами организации;
  • согласно ПБУ 14/2007 затраты по нематериальным активам можно списывать единовременно, а амортизацию по ним не начислять.


Добавить комментарий